Главная

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРИЕМЩИКА ЗАКАЗОВ (АГЕНТА) СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОПРОСАМ ПОХОРОННОГО ДЕЛА.

АГЕНТ - штатный приемщик заказов на похоронное обслуживание специализированной службы.

ЗАКАЗЧИК - лицо из числа родных и близких умершего или иное лицо, взявшее на себя в установленном порядке ответственность за организацию похорон.

ЗАХОРОНЕНИЕ - предание земле тела (останков) умершего; предание земле праха умершего после кремации или захоронение урны с прахом в нишу колумбария.

РОДСТВЕННОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ - предание земле тела (останков) умершего или праха умершего после кремации на участке земли кладбища, где ранее уже производилось захоронение, или на свободном месте, имеющемся на данном участке; захоронение урны с прахом в нишу колумбария, где уже производилось захоронение одной или более урн с прахом.

МЕСТО ЗАХОРОНЕНИЯ - место на участке (могила), где произведено захоронение тела (останков) умершего или праха умершего после кремации; ниша в колумбарии, где захоронена одна или более урн с прахом умершего.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА МЕСТО ЗАХОРОНЕНИЯ - лицо (организация), произведшее захоронение и получившее удостоверение на него в установленном порядке.


ИНСТРУКЦИЯ


1. Прием заказов на погребение и заключение договоров на организацию похорон может осуществляться штатными приемщиками заказов - агентами специализированных служб.

2. Агентские услуги включают в себя:

a) консультативную помощь лицу, взявшему на себя обязанность по организации похорон умершего:

  • по организации церемонии проводов покойного с учетом национальных традиций и религиозных обрядов;
  • в определении вида погребения (предание земле или огню);
  • в выборе места погребения;
  • в определении комплекса мероприятий, обеспечивающих сохранение тела на срок, указываемый заказчиком;
  • в выборе необходимого набора косметических и реставрационных работ с телом;
  • в подборе предметов ритуала;
  • по иным видам ритуальных услуг;
  • по льготам, предоставляемым родственникам покойного, и преимуществам, предусмотренным для отдельных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством;
  • по порядку проведения и оформления захоронения на безвозмездной основе;
  • по правилам работы кладбищ и крематориев;
  • по оформлению прижизненного договора на оказание ритуальных услуг;
  • о возможности безвозмездного захоронения умерших неработавших пенсионеров, лиц, не работавших и не являвшихся пенсионерами, а также мертворожденного ребенка по истечении 196 дней беременности;

б) оформление заказа на:

  • получение необходимых для организации похорон документов;
  • осуществление комплекса мероприятий по подготовке тела к погребению;
  • приобретение предметов ритуала;
  • катафальные и транспортные перевозки;
  • осуществление захоронения или кремации;
  • услуги организатора ритуала похорон;
  • прокат зала для проведения гражданской панихиды и обряда поминания;
  • выполнение прочих услуг, связанных с погребением;

в) исполнение заказа на:

  • организацию и проведение церемонии проводов покойного;
  • сопровождение процессии до места погребения;
  • получение врачебного свидетельства о смерти и (или) свидетельства о смерти, выдаваемого органами загса.

Примечание. По желанию заказчика, агент может сопровождать весь похоронный обряд вплоть до погребения покойного (кремации). Агент может оказать содействие в заключени и договора на изготовление и установку памятника или иного надмогильного сооружения и последующий код за ним.

3. Руководитель специализированной службы заключает с агентом договор материальной ответственности, вы­дает ему под расписку бланки счетов-заказов, личные визитные карточки, определяет его место работы.

4. Агент обязан обслужить заказчика независимо от места нахождения умер­шего (дом, морг, лечебное учреждение, предприятие ритуальных услуг).

5. Агент во время исполнения служебных обязанностей должен иметь при себе:

  • служебное удостоверение;
  • нормативные документы, регламентирующие похоронное обслуживание на территории Российской Федерации.
  • альбом с цветными фотографиями образцов похоронных принадлежностей (гробы, венки, гирлянды и букеты из искусственных и живых цветов, ленты, постели, покрывала, саваны, тапочки, нарукавные повязки, подушечки для наград, фото на керамике или других материалах, траурные портреты и прочие предметы, используемые при проведении обряда погребения), залов зданий траурных гражданских обрядов, крематориев, образцов оформления мест захоронений;
  • перечень музыкальных произведений для сопровождения похорон;
  • прейскурант цен на услуги и товары, утвержденный в установленном порядке;
  • бланки счетов-заказов на похороны.

6. Войдя в дом, агент должен представиться близким умершего, предъявить служебное удостоверение, выразить им соболезнование и вручить свою визитную карточку. Прежде чем приступить к оформлению заказа, агент должен узнать у близких умершего, кто будет выполнять функции заказчика, чтобы решать с ним все вопросы, касающиеся организации похорон.

7. Разговор агента с заказчиком должен происходить в форме благожелательной неторопливой беседы. Агент обязан соблюдать принципы профессиональной этики и должен учитывать пожелания заказчика.

8. Агент должен быть детально осведомлен о порядке проведения похорон и ассортименте услуг, способах захоронения, погребальных обрядах, о существующих льготах по погребению и захоронении на безвозмездной основе, о времени работы органов загса, кладбищ, зданий траурных гражданских обрядов, храмов и церквей, крематориев, моргов. Агент обязан знать порядок заполнения всех необходимых документов. Агент также обязан знать и проинформировать заказчика об основных религиозных особенностях обряда прощания и погребения тела умершего по православной, иудейской, мусульманской религиям. По желанию заказчика агент обязан предоставить информацию об организации, которая может осуществить обряд прощания и погребения тела умершего с учетом вероисповедания покойного - православной, иудейской, мусульманской религии.

Основные особенности религиозных обрядов прощания и погребения тела умершего по православной, иудейской, мусульманской религии и отдания воинских почестей приведены ниже.

9. Агент должен, если в этом будет необходимость, дать заказчику совет относительно траурного убранства комнаты, где будет находиться покойный: посоветовать, в какую одежду и обувь одеть покойного, куда и как поставить гроб с телом, крышку гроба, портрет покойного, венки, цветы, стулья; какими тканями закрыть зеркала и картины; в какой одежде быть на похоронах.

Примечание. Гроб с телом обычно ставят на стол, покрытый тканью. Ножная часть гроба должна быть направлена к выходу. Крышку гроба ставят вертикально в прихожей (коридоре) ножной частью на пол. Ставить крышку на лестничной площадке не рекомендуется.

10. Для определения размера гроба агент должен узнать у заказчика рост, вес и размер покойного.

11. Агент, оформляющий похороны с заказом на кремацию, должен согласовать с заказчиком в установленном порядке дату и время кремации, а также дату и время получения урны с прахом покойного и оформить заказ на захоронение урны с прахом в землю или колумбарную нишу.

12. Агент, оформляющий родственное захоронение, обязан объяснить заказчику следующее:

  • на кладбище для решения вопросов по захоронению и получения разрешения на использование участка (колумбарной ниши) для повторного (родственного) захоронения необходимо выехать заказчику и ответственному за место захоронения (в случае, если сам заказчик является ответственным за место захоронения). При себе они должны иметь паспорта, деньги, свидетельство о смерти умершего, удостоверение на могилу (колумбарную нишу). Если удостоверения нет, необходимо представить свидетельство о смерти лица, захороненного в этой могиле (нише) или предоставить иные документы, на основании которых можно по архивным данным кладбища восстановить информацию о захоронении и о том, кто является за него ответственным. Дубликат свидетельства о смерти можно получить в районном загсе при условии, что проситель знает, в каком месяце и в каком году скончался человек и где он был прописан.
  • Если на участке размером 1,8м х 2м имеется только одно захоронение, то второе можно произвести рядом на родственное место.
  • Урна может быть захоронена на родственном участке на любом кладбище без всяких временных ограничений при согласии ответственного за место захоронения.
  • После получения заказчиком разрешения на повторное захоронение на родственном участке агент оформляет остальную часть заказа.
  • Полное оформление заказа агент может произвести непосредственно на кладбище.

Примечания:

  1. В городе имеется ряд кладбищ, где смотрители кладбища не оформляют заказ па похороны. Оформление производится в конторе кладбища, где располагается рабочее место руководителя соответствующего участка ритуального обслуживания. Агент обязан владеть этой информацией и предупредить об этом заказчика.
  2. Если на участке, где планируется произвести захоронение, установлен большой памятник или в ограде имеются деревья, заведующий кладбищем не выдает разрешения до тех пор, пока заказчик не оформит договор с руководством кладбища на выполнение работ по рытью могилы с учетом всех особенностей.

13. Агент должен узнать у заказчика предполагаемое количество участников похорон, фамилии, имена и отчества лиц, которые будут выступать на траурном митинге; согласовать с заказчиком способ захоронения, текст на лентах для венков, программу музыкального сопровождения похорон и т. д. Если заказчик поручает агенту организовать ритуал прощания, то он должен передать агенту необходимые сведения о жизненном пути покойного, его заслугах и т.д.

Примечание. Захоронение выполняется с учетом завещания умершего. При отсутствии завещания право выбора способа захоронения принадлежит близким умершего (лицу, взявшему на себя ответственность за организацию похорон). При заказе на кремацию агент рекомендует провести ритуал прощания в зале крематория. На некоторых кладбищах также имеются траурные залы прощания. Агент обязан владеть информацией о них и предоставить ее заказчику.

14. Агент имеет право принимать заказ на ритуальное обслуживание после получения заказчиком врачебного свидетельства о смерти. Агент может помочь при желании заказчика получить врачебное свидетельство о смерти или фельдшерскую справку о смерти в медицинском учреждении по паспорту умершего или по свидетельству о рождении. Заказы на такие услуги, как погребение, кремация, бальзамирование, санитарная и косметическая обработка тел умерших, принимаются исключительно после получения заказчиком врачебного свидетельства о смерти.

15. Агент обязан до начала похорон доставить заказчику свидетельство о смерти.

16. Агент обязан внести стоимость заказанных услуг и похоронных принадлежностей в счет-заказ на похороны (в четырех экземплярах), который должен подписать заказчик, и получить от заказчика деньги. На каждом подписанном заказчиком бланке счета-заказа агент ставит штамп «Оплачено» с указанием общей суммы в рублях (прописью) и копейках и свою подпись.

17. Полученные от заказчика деньги агент должен сдать в бухгалтерию в день оформления заказа. Два экземпляра оформленного счета-заказа агент обязан оставить заказчику, два остальных сдаются в установленном порядке в соответствующее подразделение специализированной службы.

18. Агент несет ответственность за полное и своевременное исполнение заказов.

19. Перед уходом из дома умершего агент еще раз выражает соболезнования его родным и близким и желает им всего доброго (из соображений профессиональной этики «До свидания» не говорится).

20. Агент, выполнивший все имеющиеся на день заказы, обязан проверить счета-заказы и передать их ответственному лицу специализированной службы по приходному ордеру вместе с деньгами.

21. В дальнейшем агент ведет контроль выполнения всех ранее выполнен­ных заказов.

22. При уходе агента в очередной отпуск все неоприходованные счета-заказы сдаются в кассу. Перед уходом в отпуск агент должен убедиться, что на его место назначен другой агент, проверить все оформленные им накануне заказы и передать информацию о заказах агенту, заступившему на его место.


ПАМЯТКА АГЕНТУ О ПОГРЕБЕНИИ ПО ПРАВОСЛАВНЫМ ОБЫЧАЯМ


Святая Церковь с самых первых времен своего существования особо прилежно относится к останкам умерших христиан. По вероучению Церкви, тело человека является храмом бессмертной души, которая в будущей духовной жизни, по слову апостола Павла, благодатью Божией будет преобразовано в нетление и бессмертие. Историческое основание погребения усопших дано в образе погребения Иисуса Христа. По примеру благочестивой древности и в настоящее время погребение умерших предваряется совершением различных символических действий. Тело умершего христианина родственники омывают водой, это действие делают с той мыслью, что оно должно предстать Богу в чистоте и непорочности. По омовении тело усопшего одевают в новые или чистые одежды, чем выражается вера в будущее обновление тела по воскресении. При этом в выборе одежды соблюдается соответствие с званием и служением усопшего, так как каждый человек должен будет дать ответ на будущем суде не только по долгу христианскому, но и по долгу служения. Тело умершего священника облачают в священнические одежды, тело военнослужителя одевают в военный мундир и т.д. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе, а затем полагают во гроб, сверху покрывают саваном (покрывалом для умерших).

Во гробе умерший полагается лицом к небу, с закрытыми глазами и сомкнутыми устами, с руками, сложенными на груди крестообразно (правая поверх левой). Лоб умершего украшается венчиком (он дастся в храме вместе с разрешительной молитвой), а в руку полагается погребальный крест (он также дается в храме), сверху савана кладется икона Христа Спасителя, если умерший мужчина, и Божией Матери, если умершая женщина. Гроб с умершим ставится в комнате перед иконами, возле которых возжигаются крестообразно свечи или зажигается лампада. В православной Христовой Церкви существует благочестивый обычай чтения псалтыри над телом умершего. Чтение псалмов по умершим есть одно из тех благочестивых установлений Христовой Церкви, которые проистекают из материнских попечений ея о чадах своих, заботливо устрояющей спасение их от рождения до смерти и не оставляющей их после смерти. Для чтения псалтыри над умершим родственники усопшего должны обратиться в ближайший храм и пригласить для этой цели человека. Если нет возможности совершить чтение псалтыри над телом умершего, то псалтырь можно читать дома перед иконой и возженной лампадой. До погребения и после него об умерших служатся панихиды и литии.

Под именем панихида разумеется церковная служба, по своему составу представляющая из себя сокращение чина погребения или отпевания. Лития - усиленное всенародное моление - совершается перед выносом усопшего из дома, по опускании его в могилу, а также после завершения всего чина погребения. Лития также входит в состав чина отпевания и панихиды. По сложившейся практике прощание с умершим происходит следующим образом. Родственники и знакомые, подходя ко гробу, где лежит умерший, осеняют себя крестным знамением и целуют икону, которая должна лежать поверх савана, а затем целуют венчик После прощания умерший полностью покрывается саваном, и священник (если не будет священника, то благочестивый мирянин) крестообразно посыпает тело умершего землей (предает тело земле), произнося слова «Господня земля, и исполнения ея, и вси живущи на ней». Нужно помнить, что погребение умершего без церковного чина отпевания недопустимо (за исключением самоубийц). Каждый православный человек должен быть отпет и предан земле на третий день со дня смерти. Под именем погребания разумеется и отпевание, и предание тела усопшего земле. Как правило, отпевание умершего происходит в церкви, для этого тело умершего ставится в храме головой к западу, а ногами к востоку. Желательно прощание с умершим родственники должны производить в храме, здесь он священником крестообразно посыпается землей и закрывается гробовой крышкой. Для умерших существуют особые дни поминовения - третий, девятый и сороковой со дня смерти, дни ангела, рождения и смерти. В эти памятные дни в храме служатся панихиды об умершем, а дома накрываются поминальные столы. Также четыре раза в году совершаются особые заупокойные службы, в родительские субботы и в великий пост со второй недели в субботу совершаются также заупокойные службы.

При отпевании умершего, а в некоторых случаях и при совершении пани­хиды или литии в память об усопшем ставится на особом столе кутия или коливо, т.е. сваренные зерна или риса, или пшена, насыщенные сахаром или медом, украшенные мармеладом, отчего кутия всегда имеет сладкий и приятный вкус. Семена, приправленные сахаром или медом, означают веру и надежду живых, что усопшая в благочестии душа наследует сладкую, приятную жизнь. Таким образом, кутия есть видимое выражение уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресение и их блаженной жизни через Господа Иисуса Христа, даровавшего своим верным чадим воскресение и жизнь вечную. Как малейшее семя, погребенное в земле, возрастает и впоследствии приносит обильный и совершенный плод, так и человек, предаваемый смертью земле, опять восстанет из небытия в вечное блаженство. Агент, взявший на себя ответственность по проведению погребального обряда по православным обычаям и традициям, может обратиться за квалифицированной консультацией в Московскую Патриархию. Каноническая группа Московской Патриархии (каб. 7) - Чистый пер., дом 5-Тел. 201-2462.


ПАМЯТКА АГЕНТУ О ПОГРЕБЕНИИ ПО ИУДЕЙСКИМ ОБЫЧАЯМ


Запрещено приближать кончину человека, даже на одно мгновение, даже по его просьбе.

На каждом лежит обязанность выполнять любую просьбу умирающего, если она не противоречит Закону (например, кремация, медицинские опыты). Нельзя оставить умирающего одного. Принять последний вздох - проявление высшего уважения. Человеческое тело создано по образу Божиему, и неуважительное отношение к нему - оскорбление Творца. Тело запрещено вскрывать или кремировать. Глаза и рот после кончины должны быть закрыты близкими. Тело выпрямляют, снимают с кровати на пол (предварительно подстелив подстилку) ногами к двери. Покойного накрывают простыней. Запрещено выставлять его на обозрение. У изголовья ставят свечу. Нельзя оставлять покойного в комнате одного. Кто-либо из членов семьи или любой другой еврей («шоймер») должен находиться с ним все время. Принято читать у тела Псалмы. В комнате, где лежит умерший, нельзя есть, пить, курить и вообще удовлетворять потребности живых. Тело нельзя двигать и даже прикасаться к нему без крайней нужды. Выливают всю воду, бывшую в доме в момент смерти. Зеркала и зеркальные поверхности в квартире должны быть завешены, Открывают окно. С момента смерти и до конца траура в доме должна гореть негасимая свеча или лампадка - «нешомэ лихт» (электрическая лампочка нежелательна).

Тело должно быть омыто и очищено. Моют все тело самым тщательным образом водой комнатной температуры. Абсолютно чистое тело должно быть последовательно и равномерно омыто минимум 20 литрами воды. На глаза покойного кладут щепотку земли или глиняные черепки. После этого умершего одевают. Одеяние, по традиции, должно быть из белой материи, простое и одинаковое для всех, без узлов и карманов (« тахрихим»). Не надевают обуви на покойного. Омовение и одевание совершают евреи.

Очищенного и облаченного умершего кладут в гроб. Гроб должен быть деревянным с выбитой одной из нижних досок или просверленным отверстием не менее 4 см в длину, как сказано: «ибо прах ты в прах возвратишься». Не кладут на тело ничего, в том числе цветов.

Гроб закрывают сразу же. Выставлять останки напоказ - кощунство и надругательство над беззащитным телом. Уважение не позволяет делать с него куклу.

Не хоронят в Субботу и еврейские праздники (йом-тов). Кроме этих случаев, откладывать похороны даже на один день запрещено. Задержка похорон - дополнительные мучения для души. Тело выносят ногами вперед. Несут гроб только евреи.

Высшим проявлением скорби является « крие» - надрыв одежды в знак траура и отчаяния от потери. По родителям «крие» делают с левой стороны, по другим близким - с правой. «Крие>» не делают на белье и верхней одежде (куртка, пальто).

Лопату не передают из рук в руки. Один человек втыкает лопату в землю, а другой берет ее.

«Моле» (траурную молитву «Кель моле рахамим») читают после того, как могила засыпана. Читают также «Циддук га Дин» - «Оправдание Суда», псалмы 17 (не читают в те дни, когда не читают покаянной молитвы «Таханун».Кадиш читают только в присутствии «миньяна» - 10 евреев, мужчин старше 13 лет.

Дают цдоку - пожертвование бедным.

Сразу после похорон уходят с кладбища, не посещая другие могилы. При выходе с кладбища обязательно омывают руки, не вытирая их. Запрещено устраивать так называемые «поминки», не устраивают застолья. По возвращении с кладбища скорбящим подают «трапезу сочувствия»: хлеб, крутое яйцо и вареную чечевицу (или бобы). Все время траура не едят мяса и не пьют вина (за исключением Суббот и праздников). Евреев запрещено хоронить на нееврейском кладбище, в окружении языческих символов.

Мужчины должны быть с покрытыми головами.

На кладбище нельзя: есть и пить садиться или ходить по могилам; брать домой что-либо с кладбища (цветы, плоды и т.п.); вести себя легкомысленно (петь, рассказывать анекдоты).

Человек обязан соблюдать траур по родителям, детям, супругу, брату или сестре.

Траур соблюдают только по родственникам-евреям (в память о родственниках-неевреях можно прочесть псалм 91).

Дети (мальчики до 13 лет, девочки до 12 лег) не обязаны соблюдать траур. Не соблюдают траура по самоубийце (кроме случаев самопожертвования или самоубийства в состоянии безумия) и по младенцам, жившим менее месяца. Евреи не кладут цветов или венков к могиле. Цветы на могилу, а тем более положенные в гроб - языческий обычай жертвоприношения духам предков, запрещенный у евреев. Если по ошибке цветы уже принесены, их можно положить у могилы без обрядов и церемоний других вер и народов. В некоторых общинах существует обычай класть на могилу камешек. Кремация не разрешена ни в коем случае. Умерший должен быть предан земле таким, как он есть. Кремация - оскорбительный обычай, который противоречит духу и букве Еврейского Закона, запрещающего языческую практику сжигания мертвых на погребальных кострах. Агент, взявший на себя ответственность по проведению погребального обряда по еврейским обычаям и традициям, может обратиться за квалифицированной консультацией в Салтыковскую Еврейскую Религиозную Общину: МО, пос. Салтыковка,ул. Золотопрудная, 25, тел. 702-7018 или в Московскую Еврейскую Религиозную Общину: Москва, Б. Спасоглинищевский пер., 10. Тел. 923-9697.


ПАМЯТКА АГЕНТУ О МУСУЛЬМАНСКИХ ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫХ ОБРЯДАХ


Предпогребальные и погребальные обряды, связанные с обмыванием, обряжением покойного, рытьем могилы, требования к поведению живых в данной ситуации детально расписаны в Шариате, где также изложены принципы и правила поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Поэтому эти обряды едины, Они проводились (проводятся и сейчас) под руководством знающих людей, которые по своему желанию (убеждению) получали эти знания, а главное, навыки от людей старшего поколения.

После смерти мусульманина над ним совершаются следующие действия. Из-под умершего убирается мягкая постель. Его укладывают головой в сторону Мекки (юго-запад), руки вдоль тела. Чтобы не открывался рот, подбородок подвязывают платком, тело покрывают простыней, а голову чаще всего полотенцем. На живот кладут что-нибудь из металла, например ножницы (во избежание вздутия). Возле покойника не принято причитать, громко разговаривать.

Похороны, как и прежде, стараются провести как можно быстрее; как правило, на следующий день после смерти, если нет уважительных причин для откладывания похорон: ожидание приезда родных и т. д. В последнем случае они могут состояться и через два-три дня после смерти, и это не осуждается (хоть и не очень желательно!).

Покойного одного не оставляют. Около тела постоянно люди: те, кто по­старше, приходят с четками и сидят возле него, произнося молитву. Ночное бдение называется (тэн саклау) - караулить ночь (тэн чыгу). Сейчас на ночное бдение собираются пожилые, причем не обязательно родные. Совершается обряд омовения, в котором участвуют не менее четырех человек, с соблюдением правил, предписанных Шариатом. Мужчин обмывают мужчины, женщин - женщины. Это специально приглашенные, знающие порядок обмывания люди. Во время обмывания в комнате остаются только те, кто занят. Их функции четко распределены: один обмывает (он руководит всем в данном случае), другой помогает поворачивать тело, третий готовит кумганы с водой, четвертый поливает. В последний кумган, водой которого проводится общее омовение, добавляют настой душицы. Родные и близкие прощаются с телом усопшего до обряда омовения. После обряда омовения тело усопшего соответствующим образом облачают в погребальные одежды (кэфенлек). Тело укладывают в табут (мусульманский ящик для захоронения).

Захоронение умерших мусульман осуществляется на мусульманских участках кладбищ. При кладбище существует смотритель участка, который показывает, где копать могилу, оконтуривает ее. Это - кабер башлаучы - начинающий могилу, т.к. строго придерживаются ориентации могилы на юго-запад. Он же показывает, как сделать боковую нишу - лэхет. Могила копается по размеру покойника, глубиной в его рост, лэхет - с правой стороны. Выкопанную могилу пустой не оставляют: либо возле нее находится человек, либо в нее опускают что-нибудь железное - лом, топор, лопату. Выносят покойного ногами вперед. Во дворе - переворачивают. Несут покойного на кладбище головой вперед на специальных носилках. Перед тем, как внести на кладбище, носилки ставят на специальное возвышение. Все присутствующие мужчины совершают особый намаз - погребальную молитву ( женаза). Хоронят, как и прежде, без гроба. Если и хоронят в гробу (в городах), то, как правило, крышку гроба не забивают гвоздями либо она вообще отсутствует.

Для того чтобы покойного положить в нишу, в могилу спускаются три самых близких родственника. Покойного опускают на трех полотенцах. Находившиеся в могиле выходят из могилы опоясанные этими полотенцами (как правило, сейчас это вафельное полотенце длиной 2,5 м). Отверстие ниши раньше закладывали камышом, необожженным кирпичом. Сейчас закладывают обыкновенным кирпичом. После того как бывает засыпана могила, мулла читает суру из Корана. Родственники покойного раздают садака. Кстати, для раздачи садака готовят заранее деньги, вещи. Один из родственников несет с собой эти вещи на кладбище, ему объясняют, кому и что должно быть передано. Большую сумму и более значимые вещи получают «показывающий могилу», опускающие в могилу, читающий Коран и т.д.

При захоронении умерших мусульман нельзя использовать искусственные венки, цветы и прочую ритуальную атрибутику (покрывало, подушки, гирлянды, траурные ленты и т.п.).

Поминальные обряды включают в себя проведение многократных поминок. Они подразделяются на поминки, проводимые по определенному покойнику; и общие поминки. Первые включают в себя поминки на третий день после похорон, на седьмой, сороковой день и через один год. Следует отметить, что особых поминальных блюд нет, то есть при угощении подаются те же блюда, что и во время любого другого обеда. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов - долг каждого мусульманина. Агент, взявший на себя ответственность по проведению погребального обряда по мусульманским обычаям и традициям, может обратиться за квалифицированной консультацией в Духовное Управление мусульман: г. Москва, Выползов пер., дом 7. Тел. 284-7965.


ПАМЯТКА АГЕНТУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДАНИЯ ВОИНСКИХ ПОЧЕСТЕЙ


Войска, назначаемые для отдания воинских почестей при погребении, составляют почетный эскорт.

Почетный эскорт назначается при погребении:

  • военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы или умерших в результате увечья (ранения, контузии, травмы), заболевания;
  • граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • участников войны, а также граждан, имевших особые заслуги перед государством. Почетный эскорт назначается в следующем составе:
    • при погребении солдат (матросов), сержантов (старшин) и прапорщиков (мичманов) - отделение, взвод или соответствующие им подразделения;
    • при погребении офицеров, а также военнослужащих и граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, награжденных орденом Славы 3-х степеней - взвод, рота или соответствующее им подразделение;
    • при погребении умерших участников войны (боевых действий и локальных конфликтов) в воинских званиях рядовой (матрос), сержант (старшина), прапорщик (мичман) и младших офицеров, исходя из организационно-штатных возможностей воинских частей и их удаления от места захоронения, почетный эскорт назначается в составе отделения.

Почетный эскорт, назначаемый от взвода и выше, должен быть с Боевым знаменем без чехла и с траурной лентой.

Кроме почетного эскорта на погребение назначаются: оркестр, почетный караул к гробу, солдаты (матросы) для переноски и опускания гроба в мо­гилу (8-10 человек) без оружия и подкомандой сержанта (старшины). Для перевозки гроба с телом покойного выделяется автомобиль или лафет орудия.

Время выставления почетного караула к гробу с телом покойного определяется начальником гарнизона (командиром воинской части, председателем комиссии). Караул из своего состава выставляет две пары часовых. Одна пара часовых становится по обе стороны гроба с телом покойного, в двух шагах от него у изголовья, другая пара в ногах. Каждая пара часовых становится лицом к другой паре, имея автомат в положении «на грудь» (карабины в положении «к ноге»), и принимает строевую стойку. Часовые должны иметь траурную повязку на левом рукаве. Часовые у гроба сменяются не реже чем через 15 минут.

Для отдания почестей покойному могут выставляться почетные часовые из числа представителей от воинской части и общественных организаций. Они становятся без оружия и без головных уборов с траурными повязками, рядом с часовыми почетного караула на расстоянии одного-двух шагов с внешней стороны и сменяются через каждые 3-5 минут. По прибытии к месту выноса гроба почетный эскорт выстраивается в развернутом строю фронтом к выхода откуда должен быть вынесен гроб. Оркестр выстраивается в трех шагах правее эскорта. Почетный эскорт во время похорон военное приветствие не выполняет. При выносе гроба из здания впереди идет военнослужащий с портретом покойного, за ним, на дистанции трех-пяти шагов, один за другим идут военнослужащие с венками, за ними на том же расстоянии - военнослужащие с орденами и медалями покойного в порядке старшинства орденов, затем следуют военнослужащие с гробом, лица, сопровождающие покойного, и почетный караул. Часовые почетного караула следуют по обеим сторонам гроба.

В момент выноса гроба с телом покойного начальник почетного эскорта, не оставляя своего места в строю, командует: «Смирно» (если почетный, эскорт вооружен карабинами - «Смирно – караул») и прикладывает руку к головному убору.

Выстраивается колонна с портретом, венками и орденами. Оркестр исполняет траурный марш. Военнослужащие, находящиеся вне строя, при выносе гроба принимают строевую стойку и прикладывают руку к головному убору.

После установки гроба в катафалк председатель комиссии приглашает близких родственников в катафалк и подает команда на начало движения. По прибытии к месту погребения колонна выстраивается в следующем порядке: венки - ордена - гроб с телом покойного - лица, сопровождающие покойного - оркестр - почетный эскорт.

В отдельных случаях по указанию начальника гарнизона при подходе к месту погребения (у места выноса гроба) по обе стороны пути, где должна проходить процессия, могут быть выстроены войска в пешем одношереножном или двухшереножном строю.

Военнослужащие с портретом, венками и орденами занимают место у могилы. Перед опусканием гроба с телом покойного в могилу открывается траурный митинг. По окончании митинга сотрудники кладбища (команда для переноски гроба) опускают гроб с телом покойного в могилу. При опускании гроба Боевое знамя склоняется, почетный эскорт отдает те же почести, что и при выносе гроба. Назначенное из состава почетного эскорта подразделение производит салют тремя залпами холостыми патронами, причем, если в строю рота, стреляет один взвод; если в строю взвод или отделение, стреляет все подразделение. С первыми залпами салюта оркестр играет Государственный Гимн. Почетный эскорт, если позволяет место, под оркестр проходит перед могилой. Часовые почетного караула снимаются по окончании исполнения оркестром Государственного Гимна и прохождения почетного эскорта.

При кремации тела покойного почетный эскорт выстраивается у крематория фронтом параллельно направлению движения похоронной процессий. Оркестр выстраивается в трех шагах правее или левее эскорта. При приближении похоронной процессии к крематорию оркестр, исполняя траурный марш, сопровождает гроб с телом покойного в помещение крематория. Во время траурного митинга оркестр прекращает игру. При опускании гроба с телом покойного для кремации назначенное подразделение производит салют тремя залпами холостыми патронами. После салюта оркестр исполняет Государственный Гимн. Агент, взявший на себя ответственность по проведению погребального обряда с отданием воинских почестей, может обратиться за квалифицированной консультацией в военкомат или в городскую специализированную службу.


Главная
Hosted by uCoz